Главное богатство Кузбасса – это люди!
За бизнес во имя созидания!
Цифровые технологии – на благо региона!
Вячеслав Петров
Депутат Совета народных депутатов
Кемеровской области
по Ленинскому району
города Кемерово
Лекторий #ВСоЗнании продолжает работу

В начале сентября в кемеровской Библиотеке на Весенней прошла лекция фонда #ВСоЗнании, посвящённая взаимодействию городских сообществ и СМИ, а также проблемам, которые встают на пути такого сотрудничества, — «Городские сообщества и СМИ: Как найти контакт».

Основным лектором выступил генеральный директор Регионального сайта Кузбасса А42.RU Игорь Кузнецов. Со-модератором — главный редактор информагентства «НИА-Кузбасс» Дмитрий Уваров.

В своём вступительном слове Игорь Кузнецов обозначил самые важные проблемы, мешающие эффективному сотрудничеству СМИ и городских сообществ. По его мнению, это размытая самоидентификация сообществ (не все из них чётко понимают, что они — сообщества), отсутствие целеполагания и набор взаимных упрёков в адрес друг друга.

Кроме анонса темы, директор А42.RU озвучил и достаточно необычную форму проведения лектория.

«Несмотря на то, что тема эта актуальна как никогда, мы не предложим универсальных гайдов, готовых решений — их попросту не существует. Поэтому мы решили провести что-то вроде «мозгового штурма», совместно выявлять наболевшие вопросы, сообща вырабатывать варианты их решения, — добавил Игорь Кузнецов. — Сообщества упрекают СМИ в том, что они не готовы размещать информацию бесплатно, не хотят вникать в проблему, поверхностны, не видят глубины, не там ставят акценты. СМИ парируют — сообщества не могут ясно сформулировать то, что им нужно».

«Самая распространённая претензия сообществ — СМИ не желают работать с ними на безвозмездной основе. Но получается так, что многие городские газеты изнывают от отсутствия материалов на общественную тематику. Парадокс? Но СМИ не будут работать с невнятными новостями, со слишком личными инфоповодами. Иногда редакциям пытаются под видом чего-то социально значимого предлагать сюжеты дворового уровня, уровня квартала», — выразил мнение работников СМИ Дмитрий Уваров.

С другой стороны, члены сообществ отмечают, что сюжеты, которые по просьбам городских сообществ прорабатывают СМИ, — очень низкого качества. Эту проблему поднял руководитель «Кемеровского лектория», видеограф и режиссёр Николай Савосин.

«То, что о нас рассказывают — это малопрофессионально, это совсем не то, что мы бы хотели», — подчеркнул он.

Общее мнение всех участников лекции — нужны взаимовыгодные процессы. Нужна обоюдная польза и точки соприкосновения, а это — диалог. Причём, как отметил директор кемеровского Театра для детей и молодёжи Григорий Забавин, диалог высокого уровня, а не уровня «корреспондент — член городского сообщества». Как минимум, должна работать система «главный редактор — руководитель сообщества». Кроме того, сообществу нужно освоить медиапланирование, тогда и тексты будут качественней, и претензий меньше.

В свою очередь Игорь Кузнецов отметил, что нельзя перекладывать бремя сотрудничества «Сообщества — СМИ» исключительно на руководителей. И у директора, и у редактора огромный объём задач, постоянный цейтнот. На этом уровне решаются стратегические задачи, ключевые вопросы по сотрудничеству. Дальше идёт тактика, и нужно задаться другим вопросом: «Как сообществам заинтересовать СМИ?».

«Во многом заинтересованность у СМИ отсутствует, потому что у сообществ нет цели, конкретики, нет понимая формата и аудитории издания, с которым они планируют работать», — подчеркнул он.

Пример: благотворительный фонд, занимающийся краундфандингом, обратился за информационной поддержкой в деловое СМИ, специализирующееся на бизнес-аналитике, и получил отказ.

«Не та целевая аудитория, не те задачи. Надо понимать, куда идти со своим проектом. Дело в том, что сами участники сообществ недостаточно хорошо понимают специфику газет или телеканалов, а также чего они хотят в итоге добиться публикацией или сюжетом», — подчеркнул Игорь Кузнецов.

 

В чём сложность коммуникации для сообществ?

 

Во-первых, по мнению Дмитрия Уварова, всякие частные случаи, частные мероприятия — не подспорье для публикаций. Поэтому надо объединяться, сплачиваться. Нужно организовывать крупные фестивали, городские мероприятия, расширять информационное пространства в городах. Мелкие дела, мелкие мероприятия не интересуют СМИ. Нужно поддерживать контакт с властями, с бизнесом. Они достаточно много работают со СМИ — поэтому такой опыт будет положительным.

«Зачастую сообщества не доверяют бизнесу и власти: кому-то площадку не дали, кому-то в финансах отказали. На самом деле все субъекты, непосредственно влияющие на развитие города — власть, бизнес и сообщества, могут вполне комфортно сосуществовать. А главное — они нуждаются друг в друге. Нет никакого вселенского заговора навредить городским активистам или куда-то их не допустить. Просто надо учиться диалогу, слышать и слушать, дополнять друг друга. И искать взаимную выгоду в выполнении своих задач. Это очень важный момент», — подчёркивает Игорь Кузнецов.

Александр Боронихин, исполнительный директор сообщества «Имя в Кузбассе», рассказал о своём опыте взаимодействия с властями и СМИ.

«Сложнее всего с бизнесом. Если тема работы сообщества вызывала у прессы интерес и как-то поддерживалась властями, то бизнес абсолютно не проникся идеями сообщества, в связи с этим финансовая составляющая проекта была плачевна. Теперь проект черпает ресурсы только со стороны участников», – отметил он.

«Сейчас очень сложно найти каналы сообщества, проекты в городе завязаны сами на себе. Люди перегорают и уезжают, покидают Кемерово. Пока мы здесь собрались, нужны идеи, как заинтересовать не только своё сообщество», — с горечью посетовала руководитель творческого объединения «Кот да Винчи» Ольга Васильева.

А маркетолог и пиарщик Светлана Сергеева предложила фонду #ВСоЗнании обратить внимание на важность непосредственного контакта с представителями СМИ.

«Давайте пригласим людей, которые могли бы помочь сообществам взаимодействовать со СМИ», – отметила она.

«Пока СМИ не осознают важность и свою социальную ответственность за территорию, в которой мы все проживаем, дело не сдвинется с мёртвой точки, — подчеркнул директор Театра для детей и молодёжи Григорий Забавин. — Кроме того, сообществам нужно привить креативность: даже кактусоводы должны «упаковывать» свои новости, не требовать от СМИ делать инфоповод за себя, а самостоятельно стараться найти такие моменты, которые заинтересуют и газеты, и телевидение».

Юрий Новиков, который проводит в Кемерове фестиваль настольных и ролевых игр, отметил сложность общения с представителями СМИ.

«Если ранее журналисты были подкованы в разных темах, то теперь, к сожалению, очень сложно найти представителя прессы, который бы подготовил компетентный текст, —сказал он. — В таких случаях нужно не стесняться брать текст на вычитку, не умаляя творческих порывов, просто проверить на наличие фактических и технологических ошибок. И ещё: наивно думать, что кто-то будет самостоятельно учиться писать релизы и новости для СМИ. Мы посидим, поговорим, а практики нет. Люди, сообщества ждут практической помощи от профессионалов. Поэтому просьба к модераторам — организовать её», — подсказал Новиков.

«Есть запрос на мастер-класс, — подчеркнула директор фонда #ВсоЗнании Марина Ли, — поэтому мы кроме этой встречи проведём серию мастер-классов на тему взаимодействия со СМИ».

«Для сообществ очень важно иметь цель. Понимать, для чего и для кого они работают. Пока что у многих сообществ вся активность напоминает этакий бег, чтобы согреться, а не чтобы добраться в конкретную точку, — подводя итоги встречи, сказал Игорь Кузнецов. — Как только появляется это понимание, нужно прорабатывать медиаплан, составлять медиакарту, общаться с журналистами, собирать свой пул. Ну и больше творчества в работе со СМИ. И да, мы будем вести практикум. А пока наша встреча — это «прощупывание почвы». Важно понять, какие есть проблемы, вопросы, взять их на заметку. Поэтому считаю, что в таком ключе встреча прошла продуктивно».

«Нам было важно не дать готовые рецепты, мы исходили из того, что уровень взаимодействия, уровень самих сообществ очень разный, — заключил Дмитрий Уваров, — но какие-то базовые пункты мы обозначили, к чему-то пришли. И да, считаю эту лекцию началом работы медиасообщества с сообществами городскими. За что спасибо всем!»

Какие советы были предложены модераторами?

  1. Сообществам нужно определить целевую аудиторию, на которую они хотят направить информационную кампанию.
  2. Следует чётко сформулировать задачи — чего сообщества хотят от СМИ.
  3. Важно найти те СМИ, которые отвечают поставленным задачам, и сотрудничать с ними, формируя свой пул журналистов.

Источник gazeta.a42.ru

Округ №8 г. Кемерово
© Официальный сайт Петрова Вячеслава Анатольевича, 2013

При перепечатке или ретрансляции материалов ссылка обязательна.

Создание сайта —Веб-студия «А42»