Главное богатство Кузбасса – это люди!
За бизнес во имя созидания!
Цифровые технологии – на благо региона!
Вячеслав Петров
Депутат Совета народных депутатов
Кемеровской области
по Ленинскому району
города Кемерово
Акция «Усынови картину»

В фондах Кемеровского областного музея изобразительных искусств хранится около 6000 произведений. Примерно треть из них нуждается в реставрации. Это работы профессиональных художников, среди которых мастера, стоявшие у истоков зарождения изобразительного искусства Кузбасса.

Павел Чернов, Юрий Лобузнов, Александр Кирчанов, Виктор Зевакин, Николай Бачинин — корифеи кузбасской живописи. Пройдя серьёзную школу и имея за плечами богатый опыт работы с выдающимися мастерами, они стали первооткрывателями изобразительного искусства Кузбасса. Другого Кузбасса, Кузбасса, в котором самая красная рябина, самые зелёные луга, самые яркие цветы, самые колоритные люди.

 

Кружева сказок, весенняя капель и буйство красок

 

Картина Николая Бачинина «Памяти друга», написанная в 1985 году, посвящена безымянному солдату Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что тема войны не была главной в творчестве художника, в этой работе отражено и забвение, и вечная память, героизм и простота. Такие противоречия, присущие русскому народу, нашли отражение в простой композиции воздушно-лёгкого пейзажа. На холме, утопающем в зелени, стоит одинокая развесистая берёза, а из-под её кроны виднеется железный памятник с красной звездой... Сколько таких было, сколько таких осталось, кто по-настоящему помнит?

«Подруги», Павел Чернов

Павла Чернова всегда интересовали люди, поэтому его излюбленный жанр — портрет. Его герои — рабочие, шахтёры, учителя, члены семьи и просто интересные мастеру люди. В 2014 году в парадных залах Музея Российской академии художеств в Санкт-Петербурге открылась выставка учебных и дипломных работ студентов Репинского института 1945–1956 годов «После войны». Среди экспонатов оказалась жанровая работа «Подруги» кисти Павла Афанасьевича. На полотне — типичная бытовая сценка из жизни граждан Советского Союза. В залитой светом комнате за круглым столом, накрытым плетёной скатертью, пять девчушек-школьниц. Опрятные, с косичками, в пионерских галстуках, они читают книгу. На заднем плане видны очертания книжных полок, гипсовый бюст какого-то мыслителя, а за окном бушует лето...

Яркие, полные жизни пейзажи и натюрморты Виктора Зевакина, по мнению журналистки Зои Естамоновой, писавшей многие годы о художниках Кузбасса, — это удивительным образом схваченные моменты перевоплощений. Сам Зевакин о своих работах говорил, что это его сказки. А ещё художник говорил: «Не могу видеть без слёз весеннюю капель — я плачу, не знаю от чего».

Отреставрированная картина Александра Кирчанова «Свадьба шахтёра», 1952 год.

Александр Кирчанов — художник самобытной культуры. Но его творчество разделено на несколько периодов. В первой половине своего пути художник писал жизнерадостные, светлые портреты и жанровые этюды. Второй творческий этап связан с образами людей разных национальностей (телеутов, вьетнамцев) и людей разных профессий: конюхов, пастухов, доярок. Образы героев, как признавался сам Александр Николаевич, сильно утрированы, чтобы подчеркнуть красоту внутренней силы. Даже женщины на полотнах Кирчанова выглядят воинственными героинями эпосов. Взять «Дочь Салаирского края», написанную в 1968 году. Крупным планом суровая телеутка, её лицо прописано в мельчайших деталях: чётко выраженные скулы, нахмуренные сросшиеся брови, мешки под глазами, выдающийся подбородок, слегка поджатые губы. А там, где-то вдали, маленькие фигурки всадников. Дочь Салаирского края — вот кто наделён силой и властью, вот кто настоящий защитник жизни и хранитель традиций.

   

«Перед концертом», Александр Кирчанов; «Кузнецкстрой», Юрий Лобузнов 

Творчество Юрия Лобузнова связано с трудовыми буднями Кузбасса. Его знаменитые работы: «Кузнецкстрой. 1931 год», «Шахтёры-механизаторы», «В лаве», «Ночная смена», серия рисунков «Шахтёры Кузбасса». Главные цвета мастера — чёрный и красный. Символичные, контрастные, создающие динамику.

 

Подсказка из Италии

 

Время беспощадно. Оно забирает лучшее. Картины старых мастеров остро нуждаются в реставрации. Почтенный возраст усугубляют нарушенные технологии, некачественные материалы.

Если работы писались по соцзаказу, то надо было предоставить картину в срок. По словам бывшей хранительницы музея Марии Петровой, в творческом запале художники часто экспериментировали, нарушая все правила. Из-за бедности и отсутствия качественных материалов писали на чем придётся и чем достанется. А спустя десятилетия итог таков: лучшие произведения не экспонируются и хранятся в фондах музея, ожидая своей очереди на реставрацию.

 

«Георгины» Павла Чернова

Один из выходов из сложившейся ситуации, по словам директора Кемеровского областного музея изобразительных искусств Ларисы Мызиной, — это сотрудничество с Министерством культуры, участие в федеральной целевой программе «Культура России», благодаря которой в течение нескольких лет удалось отреставрировать около 20 произведений живописи. Но, как правило, работы были таких размеров, которые мог бы отвезти на реставрацию сотрудник музея самостоятельно.

«В первую очередь важна проблема реставрации крупногабаритных работ. На первый план выходит вопрос транспортировки картин в Москву. У нас попросту нет фирм, специализирующихся на работе с таким грузом. Отправка поездом небезопасна, размеры багажных люков самолета имеют ограничения. Поэтому осуществлять реставрацию произведений значительных размеров мы можем только у себя в музее, приглашая высококвалифицированных специалистов», — объясняет Лариса Ивановна.

Вопрос упирается в деньги. Где их взять в нужном количестве для восстановления всех ценных полотен?

Реальная возможность решения проблемы появилась неожиданно. Однажды на конференции в Эрмитаже Мызина услышала выступление коллеги из Италии. Искусствовед рассказывала о спасении древних фресок. Их реставрация стала возможна за счёт создания благотворительного фонда. Фонд аккумулировал средства жертвователей со всего мира, которые были распределены на реставрацию конкретных памятников. В результате у каждой фрески появился свой опекун.

Выступление оказалось созвучно мыслям Ларисы Ивановны и подтолкнуло её к решению организовать нечто подобное у нас в регионе. Так родилась акция «Усынови картину».

«Как директору музея мне очень приятно, что инициативу сразу же поддержал губернатор Кемеровской области. Как частное лицо Аман Тулеев внёс личные средства на реставрацию картины «Сибирский иконостас» народного художника России Виктора Зевакина», — рассказала Лариса Мызина.

Отреставрированный «Сибирский иконостас» Виктора Зевакина, 1988 год.

Картина «Краснобродский разрез» написана Николаем Бачининым в 1957 году по заказу предприятия. На холсте гармонично сочетаются, казалось бы, несовместимые вещи: будничность и эпичность, лирический пейзаж и производственная панорама. Изначально принимающей комиссии работа не понравилась — мол, не отражает горняцкую тему. Тем не менее полотно забрали в шахтоуправление. По рассказам, Николай Иванович переживал по поводу невежества чиновников. В середине 1980-х годов он воспользовался случаем, когда на предприятии началась реструктуризация, и забрал своё полотно из кучи ненужного хлама. Сам отреставрировал картину, а потом она попала в фонд музея.

Несколько лет назад к попечительскому совету музея в рамках акции «Усынови картину» присоединилась угольная компания «Кузбассразрезуголь». Она-то и взяла под своё крыло «Краснобродский разрез». Полотно отреставрировали, и теперь оно украшает лучшие экспозиции.

По словам искусствоведа Марины Чертоговой, сложность реставрации данной работы заключалась в состоянии её основы. Картина написана на так называемом «перегоревшем» холсте, который долго хранился в неподходящих условиях, утратил эластичность и прочность — словом, обветшал. Практически любое механическое, химическое, тепловое воздействие влекут за собой нарушение целостности холста. Реставрация произведения потребовала тщательной разработки методики. «Была удалена авторская реставрация, заделаны порывы, укреплены основа и красочный слой. Изготовлен новый подрамник, перетянут холст», — пояснила Марина Юрьевна.

Ко всему прочему, после реставрационных работ между музеем и угольной компанией был подписан договор о проведении выставки пейзажа «Краснобродский разрез» Николая Бачинина в ДК разреза «Кедровский» к празднованию Дня шахтёра. Благодаря опекунам картина обрела второе рождение.

Отреставрированный «Студёный плёс» Николая Бачинина

«Студёный плёс» 1956 года помог привести в порядок Дмитрий Исламов. «Групповой портрет овощеводов совхоза «Береговой», написанный Павлом Черновым в 1972–1974 годах, также удалось восстановить. Повезло и другим картинам найти своих спасителей. Но время бежит, и «сказочные кружева», «заливные луга», «лица рабочих» одиноко угасают вдали от глаз своих возможных ценителей. А ведь акция «Усынови картину» продолжается.

Источник a42.ru

Округ №8 г. Кемерово
© Официальный сайт Петрова Вячеслава Анатольевича, 2013

При перепечатке или ретрансляции материалов ссылка обязательна.

Создание сайта —Веб-студия «А42»